|
На правом берегу реки Чуя, на 723 км Чуйского тракта между селами Иня и Иодро, расположено древнее святилище Калбак-Таш («плоский висячий камень»). На обочине виднеется указатель: «Природно-хозяйственный парк «Чуй-Оозы». Петроглифы «Калбак-таш».Уникальный археологический памятник республики Алтай». Здесь также можно ознакомиться со схемой маршрута по памятнику, включающему следующие объекты: 1. Святилище богини Умай-Эне. 2. Священные быки. 3. Рунические надписи. 4. Святилище небесного козерога. 5. Терраса — пано Воина-Мага, древние солнечные часы. 6. Жертвенник — Алтарь смерти. 7. Карта звездного неба.
До начала XX века памятник оставался незамеченным, так как старая дорога проходила выше современной части Чуйского тракта, а скалы с петроглифами оставались ниже у отвесных скал реки Чуи. Памятник был открыт лишь в 1912 году художниками Д. И. Кузнецовым и Г. И. Гуркиным, которые частично описали его и сделали первые зарисовки петроглифов, что положило начало изучению древних изобразительных памятников Алтая. Серьезное же научное описание петроглифов урочища началось только в 80-х гг. XX века. Исследования проводились Е. А. Окладниковой и В. Д. Кубаревым, которые описали и скопировали большую часть петроглифов.
Сейчас комплекс насчитывает около 5 тысяч наскальных рисунков разных эпох: поздний неолит-энеолит (конец V-IV тыс. до н.э.), эпоха энеолита-бронзы (III- начало I тыс. до н.э.), скифское время (VIII—II вв. до н.э.), гунно-сарматское время (II в. до н.э.-V в. н.э.), тюркская эпоха (VI-X вв. н.э.).
На плитах скальной возвышенности выбиты тысячи рисунков фигур животных, людей, сцен охоты. На большей части петроглифов эпохи неолита представлены крупные фигуры оленей и козлов. Самая многочисленная группа рисунков относится к эпохе энеолита-бронзы; сюда относятся стилизованные изображения женщин (часто рядом со зверем), колесниц, вьючных быков, погонщиков и воинов, фантастических хищников и домашних животных. Петроглифы скифского времени представлены сценами охоты на оленей, многочисленными животными — маралами, козлами, кошачьими хищниками, волками-собаками. На петроглифах древнетюркской эпохи изображены сцены охоты, изображения диких быков и медведей.
Здесь же, на территории памятника, находятся 30 строк уникальных рунических надписей — и это самое большое скопление рунического текста в России. Их относят к IX-X вв. Понять, о чем же эти надписи помогут переводы, сделанные И. Л. Кызласовым, вот некоторые из них:
"Земля - вечное бытие! Облагодетельствуй дом лекаря-травника: пятикратно возьми жар бесовской болезни, подуй, изгони! Сотвори благодать! Земля-Чернь!"
"Уверуй и очистись!"
"Обретенный мой Отец, снизойдите до меня!"
"Если на Земле пребывающие в болезни исчезнут, на Вечной Земле пребывающие существа придут в замешательство".
Одной из самых интересных является сюжетная группа с "хвостатыми" людьми, имеющими на голове полукруглые образования. Среди них выделяется великан с нарисованным на груди квадратом, который мог изображать вместилище души. Над хвостатыми людьми легко заметить огромного зверя с зубастой пастью. По одной из версий, это чудовище было поглотителем душ, которое очищало их от скверны перед вступлением в высший мир согласно восприятию мира той культуры. По другой из версий, рисунок шествия людей под мифическим зверем изображает обряд посвящения юношей в мужчин-воинов.
Калбак-Таш был священным местом для народов, проживающих здесь в разное время. Солярные символы, распознаваемые в петроглифах, наводят на мысль, что это место использовалось и как обсерватория, и как некий храм.
Современные посетители среди антропоморфных, зооморфных и солярных изображений находят здесь рисунки летающих тарелок, инопланетян и космических кораблей, что оставляет открытым вопрос, правда ли наши предки были свидетелями визитов внеземных цивилизаций, или это нечто, порожденное воображением древнего художника.
Из экспедиции партнера и коллеги "АСТРО- ЭНИО" по Алтаю,
Татьяны Ериной
Лето 2017