|
Непал. Кремация в индуизме
Пашупатинатх — самый крупный храмовый комплекс, расположенный по обе стороны реки Багмати на восточной окраине Катманду. Ежедневно на его территории собираются тысячи паломников и туристов со всего мира. Храм Пашупатинат занимает особое место и в жизни обычных жителей Катманду. Большинство из тех, кто исповедует индуизм, обязательно приходит сюда хотя бы раз в месяц. Именно здесь осуществляется заключительный обряд кремации, событие для индуистов печальное, но вместе с тем торжественное, которое происходит здесь ежедневно, днем и ночью. Быть кремированным на берегу реки Багмати, впадающей в священный для всех индусов Ганг, большая честь…
Согласно индийской философии огонь и вода являются основными элементами мироздания, поэтому с водой связаны все важные этапы в жизни человека. Представление о том, что вода несет в себе очищающее начало, притом не только физически, но и духовно, существует во всех религиях, а поэтому и в индуизме каждый пришедший на эти берега считает своим долгом совершить ритуал омовения в водах священной реки. К реке здесь обращаются с молитвой, просят благословения, читают мантры, приносят дары. В дни религиозных праздников сюда стекаются толпы паломников. По берегам реки колоритными группами сидят просветленные мудрецы-садху, почитатели Шивы. Многие туристы стремятся сфотографироваться с ними, что они охотно позволяют за определенную мзду. Большую часть пожертвований, как считается, садху передают на благотворительность. Глядя на то, как по-нищенски они одеты, этому вполне можно поверить. Среди них, конечно, встречаются фальшивые или ряженые садху, таким образом зарабатывающие на жизнь. Но отличить одних от других европейскому туристу просто невозможно…
Но самое главное – эта река становится последним прибежищем для местных индуистов на их земном пути. Сотни тел со всего Непала и соседней Индии днем и ночью сжигаются на территории этого храма. Для этого на берегу Багмати расположены каменные платформы - гхаты, предназначенные для кремации. Многие тяжелобольные, чувствующие близкий конец, ожидают смерть в хосписах при храме. Умереть и быть сожжённым на гхатах у храма Пашупатинатх – гарантия повторного рождения в теле человека, а не животного…
Каждый индуист истово верит в странствия души, которая после кончины переселяется в другие живые существа. Для верующего смерть - лишь один из этапов колеса сансары, бесконечной игры рождений и смертей. Кроме того, каждый индуист стремится к завершению этого цикла реинкарнаций и вместе с тем - к освобождению и избавлению от тягот материального мира...
Ритуал сожжения начинается с того, что мужчины на специальных носилках относят тело к реке и омывают ноги покойному, после чего его кладут на уже подготовленные для костра поленья. Сверху труп накрывают желтой тканью, подносят цветы и обкладывают пучками сырой соломы, чтобы костер горел дольше. В рот покойному вставляют фитиль, а вокруг головы посыпают сухой бамбуковой стружкой. Голова должна сгореть как можно лучше и сгорает позже…
Начинает процесс кремации кто-то из сыновей, родственник или знакомый умершего. Он обходит труп с горящим факелом по часовой стрелке и поджигает фитиль на его лице.
Спустя несколько минут погребальный костер пылает уже вовсю, громко потрескивая и обильно чадя в небо белым дымом, пахнущим вблизи горелой плотью.
Кремация длится около трех часов, после чего золу и недогоревшие поленья сбрасывают в реку. Их, правда, потом выловят предприимчивые непальцы, чтобы высушить и перепродать для очередного погребального костра. Сам же помост-гхату очищают и моют, после чего он снова готов к применению для нового трупа. Всю эту церемонию проделывают служители из касты неприкасаемых…
Считается, что священная река Багмати превращает все мирское, нездоровое и плохое в очищенное, святое и вечное, а, значит, и пепел, оставшийся от ритуального костра сметаемый в реку, попадает прямо к божествам. Именно по этой причине сюда же сбрасывают не только остатки погребального костра, но и стирают белье, моют посуду и купаются сами, смывая грязь и грехи. Не вредят святости реки и толпы ребятишек, принадлежащих к низшей касте, бултыхающихся в этой вечно грязной воде и стремящихся что-то найти на ее дне, а также странствующие садху и всевозможные йоги, которые увлеченно копошатся ниже по течению, подбирая все, что может представлять хоть какую-то ценность: одежду покойного, сбрасываемую родственниками; монеты, кидаемые туристами; оплавленные украшения, которые были на трупе и т.д.
Другими словами - эта вода, вне зависимости от ее внешнего вида, священна . Местные индуисты истово верят в то, что заразиться в этой воде нельзя по тем же причинам, по которым православные верят, что купание в проруби в праздник Крещения не приведет к простуде. …
Аркадий Вяткин
Р.С. На фото друг и партнер "АСТРО- ЭНИО", Аркадий Вяткин. Фото и статья автора.